Северная Корея в кинематографе во многом переняла традиции Советского Союза. В СССР знали, что кино — лучший способ воздействовать на большое количество людей, поэтому довели пропагандистскую подоплеку до совершенства, при этом не ухудшив качество фильмов. Кино Северной Кореи не достигло таких высот, как советское, но все равно представляет собой интересную отрасль современного искусства.
Факты из истории
Киноискусство КНДР развивалось вместе со страной. Фильмы служили правильному формированию политических взглядов людей, изображали действительность с нужной идеологической стороны, помогали популяризовать героев-борцов, патриотические песни и сюжеты.
Историю кинематографы страны разделяют на четыре периода:
Работники северокорейских киностудий участвовали в съемках документальных и художественных фильмов в Европе, а мультипликаторы помогали рисовать компании «Дисней» «Короля Льва», «Покахонтас» и «Геркулеса». Особенно тесно северокорейцы сотрудничают с Китаем и Россией.
О чем снимают кино в КНДР?
В Северной Корее фильмы расценивают, в первую очередь, как инструмент воспитания, а не способ хорошо провести время. Это сказывается на содержании и форме подачи художественной задумки.
Исследователи киноискусства КНДР выделили шесть самых популярных тем в фильмах страны:
- История. Чаще всего показывают далекое прошлое, которое в сравнении с настоящим кажется беспросветным и угнетающим. Таким образом объясняется значение победы чучхе — политического строя КНДР.
- Война. Две любимые темы — борьба с японскими империалистами и американскими солдатами. При этом северокорейский кинематограф много и красочно изображает сцены страданий народа от рук злодеев.
- Достижения простых людей. Они касаются всех сфер жизни — начиная с работников фабрики и крестьян, заканчивая воздушными гимнастами и олимпийскими чемпионами. Такие сюжеты демонстрируют ежедневную борьбу, которую человек обязан вести со своими слабостями.
- Героические личности. Чаще всего изображают военных и политических деятелей прошлого, которые вдохновляют молодежь на новые подвиги. В эту же категорию часто попадет кино, направленное на воспитание патриотизма и классового сознания.
- Документальные фильмы. Они рассказывают или непосредственно о выдающихся людях страны (в основном — о вождях), или подводят к этой теме со стороны истории, архитектуры и изображения природы.
- Социально-семейные фильмы. В них речь чаще всего сводится к тому, какая любовь должна быть приоритетом — низменная к бытовому окружению или высокая и самоотверженная — к Партии и Вождям.
Для киноискусства КНДР характерны формулы, которых стараются придерживаться режиссеры. Иностранцы, которых показывают в кино — в большинстве своем глупые люди, которые нередко оказываются врагами и предателями. Южных Корейцев обычно тоже показывают как неприятелей, но в конце они обязательно «просветляются» и переходят на сторону КНДР.
Женщины — всегда сильные и целеустремленные, и в конце выходят замуж. Мужчины на их фоне выглядят бесхарактерными и вялыми. Западные критики объясняют это тем, что режиссеры не хотят в лице героев создавать конкуренции вождям.
Похищение Син Сан Ока
В 1978 в Северную Корею привезли жителя соседней страны — известного кинорежиссера, который успел прославиться в Сеуле. Его вместе с женой похитили во время поездки в Китай и доставили на территорию КНДР. Ким Ир Сен, который в то время стоял у власти, хотел, чтобы режиссер создал глубокие идеологические картины и научил этому северокорейских коллег. Вождь видел, что национальный кинематограф пришел в упадок.
Син Сан Ок четыре года находился в тюрьме. Как писали в прессе, он питался «травой, рисом, солью и партийно-идеологической обработкой». Когда режиссер стал достаточно сговорчивым, его представили Ким Чен Иру, который объяснил задачи. Под влиянием Син Сан Ока северокорейский кинематограф в самом деле достиг непродолжительного признания.
Самая известная картина режиссера — «Пульгасари», которую часто называют «чучхеанской Годзиллой». Фильм рассказывает о средних веках в Корее и мифологическом чудовище, которое стало на защиту крестьян и помогло им бороться с угнетателями. Для самого Син Сан Ока этот фильм стал спасением: вместе с женой его отправили в Вену договариваться о прокате в Европе. Режиссеру удалось сбежать и перебраться в Соединенные Штаты.
Автор статьи: Наталья Надъярная
23.11.2017