Перейти к основному содержанию
понедельник, 25 июня, 2018
Корейская мифология
951 0

Корейская мифология на Севере и Юге

Корея на протяжении столетий была посредником между континентальной Азией (Китаем и Индией) и ее островной частью — Японией. Поэтому на пересечении культурных путей сформировались мифологические образы, которые вобрали в себя черты нескольких культур. Первые записи легенд и преданий относят к 11-му веку. При этом главной особенностью корейского фольклора является то, что в нем больше рассказов о фантастических поступках правителей, чем о вымышленных божествах.

Исследователи считают, что такой взгляд на культуру повлиял на принятие северными корейцами культа личности Кимов.

Мифы и история

Фольклор Кореи обладает четкими рамками: в фантастических историях часто обозначено место и год событий. В таких произведениях появлялись короли, национальные герои и другие полуреальные персонажи. Поэтому нередко говорят о том, что в Корее больше преданий, а не мифов.

Основывались они, в основном, на сюжетах из буддизма и конфуцианства. Характерные для средневековых культур сюжеты демонологии встречались намного реже.

Корейские мифы о правителях

Особую нишу в корейской мифологии занимают сюжеты об основателях государства. Главным персонажем считается король Тангун, который основал Чосон: сейчас такое самоназвание носит Северная Корея. Также есть китайские варианты легенд, в которых первые правители пришли из соседней страны. Обычно чужестранками были и жены главных героев легенд.

Рождение правителя страны обычно предсказывало небесное явление — радуга или комета. При этом рожались они всегда на земле, и нередко — вылупившись из яйца. Его могло принести священное животное — лошадь, дракон, тигр или птица. Иногда яйцо спускалось на землю прямо с неба на золотой нити.

корейский рисунок с тигром

Сотворение мира и человека

О том, как появился мир, в разных частях полуострова свои представления. Так, солнце, луна и звезды в одном из преданий — это дети, которые взобрались на небо, чтобы спастись от тигра. Моря, реки и озера создали великаны, а горы служили подушками Халласан, которая считалась их хозяйкой.

Объясняет мифология и затмения. По преданию, за Луной и Солнцем гнались огненные псы, которых насылал князь тьмы. Но солнце было слишком горячим, а луна — слишком холодной, поэтому звери смогли откусить только по куску. Люди появились от союза небесной феи и лаврового дерева, а затем расселились по земле.

Корейское искусство

Духи в корейской мифологии

Священной стихией у корейцев в древности считалось небо. На нем обитали могущественные мифические существа и божества, главным из которых был владыка Ханыним. При этом Солнце и Луна изображались в виде животных: ворона с тремя лапами и жабы.

Остальные природные явления и элементы природы — ветер, облака, реки, холмы, животные — контролировались сотнями разных духов.

Из Китая в Корею пришла любовь к драконам, которые различались по цветам и месту обитания. В отличие от Европы и славянских стран, в Азии эти существа — исключительно положительные. Они охраняют природу, помогают людям и совершают чудеса. Также драконы издавна считались спутниками королей. Поверья о них в большей степени были распространены на юге страны.

Корейский дракон

Одушевленными на полуострове считались скалы и большие камни. Живыми воспринимались и старые деревья, которые нередко вступаю в диалог с героями легенд. В деревьях жили добрые духи, которые помогали людям справляться со сложностями. Деревянные столбы-обереги обязательно были в городах и деревнях, возле храмов, а деревянный посох считался обязательным атрибутом женщин-шаманов. Также людей защищали покровители четырех сторон света.

Были в стране и злые духи, которые могли навредить человеку и даже стать причиной смерти. Встречаются в историях и привидения. Чаще всего они связаны с людьми, которые погибли насильственной смертью.

Одним из самых страшных персонажей считалась Сонним — женщина-призрак, которая заражала людей оспой.

Сонним

Волшебные существа в корейских легендах

Токкэби — существо, отдаленно напоминающее нашего домового. Однако у корейцев эти создания вступают в контакт с человеком на равных — могут навредить или помощь, наградить за хорошие поступки золотом, а также стать собеседниками и даже собутыльниками. При этом выглядят токкэби не слишком симпатично — их тело покрыто шерстью, лицо спрятано за звериной маской, а голова украшена рогами.

Пульгасари — животное-химера, помесь медведя, коровы и тигра. По преданию, пульгасари ел железо и защищал людей от дурных снов. В Северной Корее этот образ использовали в кинематографе. Похищенный из Южной Кореи режиссер Син Сан Ок снял фильм с одноименным названием, который часто называют «коммунистической Годзиллой».

По сюжету Пульгасари создали из рисовых зернышек, он вырос и помог крестьянам бороться с жадными феодалами.

Кадр из фильма

Квищин — призраки, чаще всего злые. Они появлялись после насильственной или несправедливой смерти человека, душа которого не могла найти упокоения. Отдельной категорией были призраки незамужних девушек. Они злились, потому что не успели при жизни выйти замуж и родить сына — то есть выполнить главную, по меркам корейцев того времени, женскую задачу. Они появлялись в белом траурном ханбоке и с распущенными волосам.

Ён — корейский дракон, которого изображали без крыльев, но с длинной бородой. В представлении жителей страны он защищал водоемы и рисовые поля. По легенде, Ён перед смертью загадал желание — стать покровителем Восточного (Японского) моря и защищать Корею от опасностей.

Кумихо — девушка-оборотень, которая превращалась в лису с девятью хвостами. В мифологии они были отрицательными героинями, которые обманом соблазняли мужчин и съедали их сердца. Кумихо были жертвами проклятия, и развеять его можно было, только отказавшись от убийств на тысячу дней. Еще один вариант «исцеления» — человек, который узнал в девушке кумихо, не должен был никому рассказывать об этом десять лет. Такой же персонаж есть и в японском фольклоре.

Гравюра с кумихо

Опщин — богиня-защитница дома, которая привлекала в семью богатство и удачу. Корейцы представляли ее в виде неприятных животных — змеи, крысы или жабы. Если в дом попадало одно из этих животных, то считалось, что его посетила богиня. Убивать их было плохой приметой. 

 

Автор статьи: Анна Стадневская 

18.01.2018