Корейский шаманизм: истоки культуры и религии полуострова

Корейский шаманизм

Корейский шаманизм слабо изучен российскими исследователями, так как основной их интерес в этом направлении был сосредоточен на народах Сибири. Кроме того, после разделения Кореи дипломатическая связь с южной частью полуострова практически оборвалась. Тем не менее, те материалы, которые удалось изучить, открывают самобытные особенности корейского шаманизма, которые во многом сформировали культурный облик всего полуострова.

Особенности корейского шаманизма

Шаманизм никогда не был на полуострове официальной религией, а в отдельные периоды власти боролись с ним, как с соперниками пришедших учений — буддизма, конфуцианства и христианства. Тем не менее, в сельской местности (которая занимала большую часть аграрного Корейского полуострова) он на протяжении всей истории страны был главным религиозным направлением. Он оказывал влияние на пришедшие религии, и благодаря этому чуждые корейцам традиции смогли прижиться.

Шаманизм в Корее

В отличие от других территорий, в Корее роль шамана традиционно выполняла женщина — мудан. С этой особенностью связано традиционное социальное расслоение: женщины всегда были угнетаемыми членами общества, права и свободы которых стояли на более низком уровне, чем мужские. Нередко по статусу женщины приравнивались к рабам — это было характерно даже для кисэн, которые пользовались привилегиями и могли попасть к королевскому двору.

Такое отношение к женщинам перешло и в религиозную сферу: зачастую шаманки жили бедно и не пользовались поблажками, которые приписывали, к примеру, буддистским монахам-мужчинам.  

Корейские шаманские обряды чаще всего описывают словом кут, под которым понимают несколько видов действий. Шаманка выполняла ритуалы, сопровождая их пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах, театрализованными представлениями. Часто к участию в обрядах присоединялись все жители деревни. Такие куты носили массовый характер и могли быть приурочены к праздникам — Чхусоку, Соллалю и другим. Однако обряды могли быть и индивидуальными — мудан приходила в дома к жителям деревни и проводила церемонии излечения от болезней, призывала удачу к новорожденному или помогала решить семейные проблемы.

Мудан - шаман в Корее

Культ смерти и вины

В центре шаманских обрядов на Корейском полуострове стоит нэк кут — обряд переправления души умершего человека в мир мертвых. Тема смерти и невозможности перейти из земного мира в загробный составляет основу языческих верований.

Считается, что сложнее всего обрести покой тем людям, которые умерли несправедливой или ранней смертью. Они задерживаются в этом мире и мстят людям, насылая неурожаи, стихийные бедствия и эпидемии болезней. Поэтому шаманка проводит ритуалы, которые должны «задобрить» покойного и освободить живущих от его козней.

Чаще всего нэк кут заказывала и оплачивала семья недавно умершего человека, при этом на проведение ритуала приходила вся деревня. В разных частях полуострова церемония имеет свои особенности, но в ее основе лежит один сюжет.

Мудан обращается к духу принцессы Кончжу, от которой в детстве отреклись родители. Однако согласно корейскому менталитету даже после такой обиды она осталась образцовой дочерью и помогла умершим родителям перейти в другой мир. Принцессу Кончжу просят о заступничестве и для других мертвых.

Шаманский обряд в Корее

Во второй части обряда шаман входит в транс, и через него начинает говорить покойник. Обычно он представляется как негодующий и оскорбленный дух, который рассказывает собравшимся о своих несчастьях при жизни, о неисполненных желаниях или о том, что его постигла несправедливая смерть. Монолог заканчивается переходом духа в веточку, которую держит шаман. Заключающий этап обряда символизирует успокоение покойника и его переход в другой мир.

Для этого на земле расстилают белые длинные полотна, по которым уходит душа. После этого мудан их разрывает, таким образом не давая возможности духу вернуться назад.

Иногда в нэк кут используют бумажный кораблик, на котором душа «переплывает» в потусторонний мир.

Шаманизм и другие религии

Предполагается, что шаманизм существовал на полуострове с самых древних времен, когда корейская цивилизация как таковая только зарождалась. Примечательно и то, что он наложил отпечатки на все официальные религии, которые пришли в Корею позже — вплоть до 19 века. Черты шаманизма, включенные в буддистскую, конфуцианскую и христианскую традиции, позволили им прижиться в специфических условиях корейского менталитета. Ученые считают, что сейчас в Южной Корее религии являются сильно «замаскированными» версиями шаманизма.

Буддизм в Корее

Буддизм, который первым из всех религий проник на Корейский полуостров, не боролся с шаманизмом жесткими методами. Для проповедников этого учения было важно, чтобы люди прониклись идеями, а каким образом это произойдет, не имело значения. Поэтому нередко духов, которых почитала шаманская традиция, представляли как перерождения Будды, приучая таким способом корейцев к его восприятию.

До сих пор в буддистских храмах для совершения шаманских обрядов отводят целые залы, и их люди посещают намного охотнее, чем остальные части строений. Время от времени буддистские организации требуют запретить такую практику, но ни разу их возмущение не восприняли всерьез. 

Конфуцианство отнеслось к шаманизму намного более агрессивно, чем буддизм. Оно проповедовало строгие этические нормы, сдержанность эмоций, уважение к государственным институтам и власти. Шаманизм стал восприниматься как удел низких слоев общества, непросвещенных простолюдинов, а религиозные обряды — как варварские пережитки прошлого. Однако до официальных запретов проводить шаманские ритуалы дело доходило редко.

Шаманский обряд в Корее

Ситуация изменилась с приходом к власти в Корее Японской империи. Захватчики устанавливали свои порядки, и с начала двадцатого века шаманство официально запретили на полуострове. В это время были уничтожены святилища, которые стояли в деревнях столетиями, а вместо шаманизма искусственно насаждался японский синтоизм, который в результате так и не прижился. В конце 19-го века на полуостров прибыли европейцы — в том числе, в составе миссионерских христианских организаций.

Они привезли с собой католицизм и протестантство, которые набрали популярность в Корее. Однако нередко в христианских храмах проходят обряды, которые от традиционного корейского шаманизма вязли в разы больше, чем от первоначальной религии.

Шаманизм в Северной Корее

На южной части полуострова древние верования и традиции, утраченные после японской оккупации, попытались вернуть как важный патриотический символ. Поэтому в Южной Корее до сих пор проходят показательные «выступления» мудан, которые теперь носят в большей степени художественное, а не религиозное значение. В Северной Корее с приходом к власти коммунистов под руководством Ким Ир Сена шаманизм был объявлен вне закона и запрещен. Сегодня его не практикуют даже в сельской местности. Правда, получить об этом точную информацию крайне сложно из-за закрытости страны, но исследователи склонны считать именно так.

Тем не менее, в культе личности, который практикуется в Северной Корее, ученые-религиоведы видят отдельные черты, характерные для шаманских традиций.

Фанатичное служение правителям было и в других культурах в недавнем времени (вспомнить хотя бы нацистскую Германию). Однако в Северной Корее оно приобрело черты обожествления правителей, приписываниях им фантастических способностей. В официальных источниках нередко упоминают о том, что «дух товарища Ким Ир Сена» вселялся в спортсменов, когда они побеждали в соревнованиях, или вдохновлял работников предприятия, перевыполнивших план.  

Любовь к Ким Чен Ыну

 

Автор статьи: Анна Стадневская 

12.02.2018

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Северная Корея - новости, аналитика, культура и политика