С разделением страны культурная жизнь на севере полуострова получила черты, схожие с советскими предпочтениями. В стране начали петь хвалебные гимны Родине, Партии, Вождям и славному историческому прошлому.
Однако если с распадом СССР (и даже незадолго до этого) музыкальные вкусы наших граждан изменились, то в Северной Корее до сих пор существуют строгие ограничения на то, что и как петь.
Музыка на службе патриотизма
Музыкальные вкусы в стране изначально формировались под влиянием советской эстетики — главного партнера КНДР после раскола единой Кореи. Во время войны и в первое десятилетие после нее музыка использовалась как сильный пропагандистский фактор. В музыкальных произведениях воспевали храбрость армии Северной Кореи, высмеивали и принижали врагов, доказывали необходимость борьбы за новый политический строй — чучхе.
Однако нельзя сказать, что музыку писали полностью «под копирку» с советских произведений. Песни основывались на традиционных корейских мелодиях и сюжетах, что придало им специфический колорит.
Постоянный контроль за содержанием и формой песен привел к тому, что к 80-м годам сформировался единый одобренный государством музыкальный стиль — тхэджун каё, «патриотическая музыка». Все, что выходило за его рамки, воспринималось с неодобрением, а нередко и вовсе запрещалось.
Такое отношение к искусству сохранилось во всех сферах, в том числе, в литературе и кинематографе. Однако музыка как самая «оперативная» сфера творчества ярче всего отражает эту особенность.
Песни, которые передают по телевизору и транслируют в радиоэфире, знает и поет вся страна — и потому что нравятся, и потому что других нет.
Музыка и идеология
Тексты песен обязательно носят патриотический чучхеанский характер. Привычные российской эстраде темы любви между мужчиной и женщиной, тоски и печали в северокорейских песнях попросту нет. Они носят исключительно оптимистичный характер — такая линия ежедневно напоминает гражданам, что они живут в самой лучшей стране, что Вожди о них заботятся, Партия бережет, а враги обязательно будут разгромлены.
Война — отдельная ниша в северокорейском искусстве, в том числе, в музыкальном. Затрагиваются темы доблестного прошлого во время противостояния японцам и американцам: первые были оккупантами, вторые хотели быть, но были побеждены доблестной армией КНДР. О настоящем и будущем поется с оглядкой на перспективу — войны пока нет, но к ней все готовы. Более того — ее ждут как шанса восстановить справедливость и доказать всем, что северокорейский народ непобедим.
Однако ненависть и война — не единственные темы для воспевания в КНДР. С не меньшим вдохновением композиторы и поэты создают композиции о любви — к стране, Вождям, труду и строю чучхе.
Популярны песни о победе механизации и промышленности, которые сравнивают с темным империалистическим прошлым.
Одна из самых известных песен в стране называется «Нечему завидовать»: в ней речь идет о том, что капиталистические страны конкуренцию с КНДР не выдерживают.
Иностранная музыка
Для удобства большую часть жанров западной музыки в Северной Корее назвали словом «джаз» и запретили. При этом исключение делают для некоторых европейских классиков — Моцарта, Бетховена, Шопена и других. Их произведения учат в музыкальных школах и исполняют на праздниках (например, марш Мендельсона звучит на свадьбах так же часто, как и у нас).
Особенно строгий запрет действует на южнокорейские песни — за их прослушивание дают тюремные сроки, такие действия приравниваются к государственной измене. Однако северокорейское правительство понимает, что конкуренцию нужно выдерживать, поэтому по возможности подгоняет исполнителей под южные стандарты. Самый яркий пример — ансамбль «Моранбон», в котором девушки в коротких юбках и на каблуках поют патриотические эстрадные песни. Правда, короткие юбки обычно военного образца, а песни — все на те же темы войны и любви к родине.
Положительно в КНДР относятся к российским песням советского периода. Ансамбли исполняют «Миллион алых роз», «Катюшу», «Смуглянку» и другие хиты СССР, причем на русском языке.
Автор статьи: Анна Стадневская
09.01.2018