Традиционные корейские танцы

Традиционные корейские танцы

Танец в корейской культуре вобрал черты соседних государств — Китая и Монголии, которые соединились с традиционными движениями. Изначально этот вид искусства в стране был достоянием простого населения — в основном, крестьян. Но со временем он стал популярным и у высших слоев общества, а также духовенства — буддистских монахов. Сегодня корейские народные танцы считаются мировым культурным достоянием.

История корейского танца

Изначально танец был частью крестьянской корейской культуры. Он сопровождал и имитировал действия, которые люди выполняли во время посадки и сбора урожая.

Также танец приобрел черты шаманизма, который существовал на полуострове до появления буддизма и конфуцианства. Танцами сопровождались ритуальные действия — жертвоприношения, общение со злыми и добрыми духами, просьбы высших сил о хорошем урожае и исцелении от болезней. Считалось, что в танцах заключена магическая сила, которая помогает человеку соединиться с потусторонними силами.

Традиционный корейский танец

С появлением в стране официальных религий — буддизма и конфуцианства — танцевальная культура расслоилась. Простолюдины продолжали двигаться в традиционном стиле, который носил черты разнузданного веселья и часто изображал бытовые сцены. Знать переняла чопорность, характерную для конфуцианства, пришедшего из Китая. Движения стали медленными и степенными, чувства было принято скрывать, а сюжеты стали более возвышенными. Например, при дворе нельзя было увидеть «Танец дурака», но сюжет о «Собирательнице пионов» или «Полете соловья» был очень популярен.

Отдельную категорию составили танцы, которые исполняли буддистские монахи. Они носили мистическое, сакральное значение и не были распространены в народе. Чаще всего такие хореографические композиции были рассчитаны на индивидуальное исполнение. Они носили не развлекательный или сюжетный смысл, а выполняли роль медитативной техники.

При этом сами монахи становились объектами насмешек в сюжетных крестьянских плясках. Во время гуляний их изображали как жадных до денег и девушек людей, которые только притворяются святошами.

Корейский танец с гонгом

Кризис танцевального искусства в Корее наступил во время японской оккупации. Захватчики стремились к тому, чтобы максимально подавить национальную культуру, поэтому на протяжении тридцати пяти лет корейские танцы были под запретом. Их восстановление началась только после окончания Второй мировой войны, и большую часть хореографического наследия удалось возродить. Корейские танцы изучают в хореографических академиях на полуострове и по всему миру.

Шаманские обряды и крестьянские верования в танце

Шаманизм связывал мир людей и духов, которые, по верованиям корейцев, постоянно соприкасались. Шаман (как мужчина, так и женщина), выступал в роли посредника между этими мирами.

При помощи танца, игры на музыкальных инструментах и пения, которые сопровождали обряды, шаман входил в транс и взаимодействовал с духами. При этом танец носил двойную функцию: в его активной части отгонялись злые существа, а во время медленной и плавной «задабривались» хорошие.

Шаманы использовали деревянные расписные маски, которые «обманывали» духов и мешали им преследовать человека. После совершения ритуального танца они сжигались, так как считались «испачканными».

Корейские шаманские танцы

Жизнь крестьян в любой стране подчиняется циклу плодородия — не стала исключением и Корея. С посадкой и уборкой риса, главной зерновой культуры полуострова, связаны и танцевальные традиции. Главным видом хореографии при этом был хоровод, который имел еще и астрологическое значение: круг, в который становились женщины и девушки, символизировал Луну, с которой в Корее связывают культ плодородия.

Прыжки и приседания во время танца имитировали действия, которые сопутствовали обработке поля. Также во время танца кореянки просили замужества, семейного благополучия и рождения детей.

Еще одно важное ответвление корейского танца было связано с социальной жизнью. Во время народных гуляний выступающие в танце изображали острые общественные проблемы, высмеивали монахов и чиновников. Популярным сюжетом была попытка соблазнения молодой девушки, в которой участвовали монах-сладострастник и чиновник. Действие имело две развязки: в первом случае девушка поддавалась на уговоры и порицалась присутствующими, во втором ее чистота влияла на развратников, и они раскаивались.

Бытовой корейский танец с масками

Танец как элитарное искусство

Другим ответвлением корейской хореографии были танцы, которые исполняли в знатном обществе. Они отличались более сдержанной манерой и абстрактными сюжетами. Сильное влияние на придворную хореографию оказала китайская культура. Обычно танцы исполняли раздельно юноши и девушки — взаимодействия сильно ограничивала строгая конфуцианская мораль. Профессиональными танцовщицами были кисэн, которые развлекали знатное общество, как в Японии это делили гейши.

Несколько видов танцев, которые исполнялись в высших слоях общества, стали основой того, что сейчас понимают под традиционными корейскими танцами.

Самым популярным из этой категории считается пучхэчхум — танец с веерами. Обычно его исполняет до двух десятков танцовщиц с двумя веерами, на которых изображены розовые пионы. Главный акцент в пучхэчхум делают на хореографические фигуры и эмоциональность — танец пропитан легкой радостной энергетикой.

Корейский танец с веерами

Еще одна популярная разновидность классической хореографии — комму, танец с мечами. Он содержит элементы настоящих боевых искусств, которым нередко обучались кисэн. На протяжении всей корейской истории их использовали как «подпольных агентов», которые завоевывали симпатию мужчин из враждующих династий или стран, выведывали военные тайны и совершали диверсии. Этот танец энергичный и быстрый, но при этом подчеркивает изящество, которым должна обладать исполнительница. 

Корейские танцы

 

Автор статьи: Анна Стадневская 

08.02.2018

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Северная Корея - новости, аналитика, культура и политика
Комментарии: 1

Комментарии закрыты.