Перейти к основному содержанию
понедельник, 22 октября, 2018
Выставка “Северная Корея” – искусство народной демократической республики
99 0

Выставка “Северная Корея” – искусство народной демократической республики

С начала обострения конфликта между США и КНДР интерес к самой закрытой стране мира возрос. Актуальность набрал опрос о том, действительно ли все так плохо, как говорят западные СМИ. Сделать выводы сложно даже тем, кто побывал в Северной Корее как турист. Однако журналисты, которые вели тайные съемки и сумели сохранить материал, поделились впечатлениями на выставке «(Не)возможно увидеть: Северная Корея», которая проходила в сентябре 2017 года в Москве. В 2012 году в столице состоялась другая экспозиция – «Северная Корея: в лучах весеннего солнца». В ней представили произведения авторов непосредственно из КНДР.

Два взгляда на искусство

Культурная жизнь Северной Кореи течет по принципу соцреализма: произведения искусства воспевают партию, политический строй и правителей – товарищей Кимов. Изображать можно только то, что прославляет жизнь государства и трудового народа, а книги обязательно начинаются цитатами из трудов Ким Ир Сена или Ким Чен Ира. Даже фотографии современного Пхеньяна напоминают советские открытки 50-х годов: прямые просторные улицы украшены клумбами, патриотическими плакатами и скульптурными комплексами.

Живопись

Обязательными атрибутами, которые присутствуют во всех сферах изобразительного и прикладного искусства, должны быть национальные символы – портреты вождей, цвета флага, символ Трудовой партии – перекрещенные серп, молот и кисть. На плакатах и картинах изображают сцены труда или борьбы, военных действий, пропагандистские карикатуры – например, огромный кулак, сокрушающий американский танк.

То, что в КНДР считают символами патриотизма, на Западе высмеивают и называют пережитком социалистического прошлого. Искусство Северной Кореи рассматривают исключительно как элемент пропаганды, не принимая во внимание его уникальность. При этом живопись, скульптура, архитектура и фотография КНДР являются образцами искусства режима «чучхе»: даже если они не имеют серьезной художественной ценности, их историческое значение неопровержимо.

Выставка «Северная Корея: в лучах весеннего солнца»

В Москву привезли работы творческого объединения КНДР «Мансудэ», которое основали в конце 50-х годов прошлого века. Оно включает несколько отраслей классического и традиционного искусства, которое используется преимущественно в прикладных целях.

Главные отрасли – это:

  • масляная и национальная корейская живопись;
  • графика;
  • фреска и мозаика;
  • роспись фарфора;
  • вышивка;
  • изготовление кукол.

 

Художники из «Мансудэ» работают в классических жанрах, которые носят отпечаток современной идеологии. Это отражается, прежде всего, в тематике работ – на полотнах показаны правители КНДР, символы государственной власти, политические лозунги.

Участники объединения – уважаемые в стране люди, элита интеллигентской прослойки. Архитекторы, скульпторы и живописцы «Мансудэ» создали современный образ Пхеньяна на месте руин – город был разрушен во время Корейской войны. По проектам участников разрабатывался дизайн метрополитена и главных памятников.

Выставка

Традиционным направлением корейского искусства считается вышивка. В 1947 году в столице основали институт, изучающий и совершенствующий эту отрасль. Главная особенность готовых полотен – их создание вручную. Для основы используется ткань кымганчжу, рисунок составляется из шелковых ниток разной толщины.

На выставке показали образцы, признанные шедеврами за рубежом:

  • «Тигр»;
  • «Девушка на качелях»;
  • «Танец с барабаном»;
  • «Морской Кымган»;
  • «Мангэнде».

Кроме того, при помощи вышивки создают портеры людей (прежде всего – Великих Вождей), пейзажи страны, агитационные изображения и лозунги. Выставки полотен регулярно проходят в самом Пхеньяне – дни их проведения считаются праздничными, событие носи массовый характер.

Выставка «(Не)возможно увидеть: Северная Корея»

Это мероприятие прошло пять лет спустя – в сентябре 2017 года и имело совершенно другую направленность. Основу экспозиции составили фотографии, сделанные журналистами во время посещения Пхеньяна и других городов Северной Кореи. Ценность снимков заключается в их «незаконности»: при выезде из страны носители проверяются специальными службами, и неугодные фотографии удаляют. То, что удается спасти, обычно спрятано на резервных картах памяти.

Живопись

Однако не стоит расценивать выставку как попытку принизить Северную Корею. Сцены, изображенные на экспонатах, не имеют негативной окраски. На них – люди в привычных условиях жизни, военные, части КНДР, куда туристам доступ запрещен. Для жителей других стран в них нет ничего неприглядного, но северные корейцы воспринимают такие снимки как попытку высмеять их строй. 

 

Автор статьи: Наталья Надъярная 

30.10.2017