Перейти к основному содержанию
вторник, 17 июля, 2018
Ким Чен Сук — «мать революции» северокорейского народа
176 0

Ким Чен Сук — «мать революции» северокорейского народа

В традиционной корейской культуре главное место отводится мужчинам. Они вершат судьбу государства и стоят во главе семьи, а вот женщина должна быть прилежной и покорной, готовой всю жизнь находиться в тени супруга. Однако со времен образования Северной Кореи ситуация хотя и незначительно, но изменилась, и женщины получили более широкий список обязанностей — в том числе, связанных с военной сферой. Во многом это заслуга Ким Чен Сук — «железного сердца революции» и супруги основателя государства Ким Ир Сена. Она — одна из немногих женщин, которая удостоилась общенационального поклонения.

Жизнь «матери Кореи»

Точно сказать о том, какие события происходили в жизни Ким Чен Сук, довольно сложно, так как все доступные биографические сведения подверглись сильному влиянию цензуры. Известно, что она родилась в 1917 году в бедной и многодетной семье, где подвергалась всяческим напастям от помещиков и японских колонизаторов. Об этом рассказывает и идеологическая северокорейская живопись, которая изображает маленькую Чен Сук за тяжелой работой, необходимой для оплаты долга семьи. В 1922 году она с родственниками покинула страну и перебралась в Китай — практика, довольно распространенная в то время, хотя и рискованная.

Ким Чен Сук в детстве

Как человек, который с детства видел несправедливость и дискриминацию, Ким Чен Сук поняла, что не может находиться в стороне от национально-освободительного движения против Японии, которое тогда набирало в Китае серьезные масштабы. Она вступила в армию, где познакомилась с будущим супругом — великим вождем товарищем Ким Ир Сеном, который станет лидером нового государства.

Они поженились в 1940 году в России, в Хабаровском крае, куда в то время переместилось освободительное движение, поддерживаемое и финансируемое советской властью. Через год родился первый ребенок — Ким Чен Ир — который в будущем унаследует от отца управление Северной Кореей.

В стране верят, что он появился на свет на священной горе Пэктусан, но на самом деле это произошло на территории СССР. Он даже получил необычное для Кореи имя — Юрий Ирсенович Ким.

Ким Чен Сук и Ким Чен Ир

В будущем Ким Чен Сук родит еще двух детей — Ким Ман Ира и Ким Гён Хи. В будущем Гён Хи выйдет замуж за Чан Сон Тхэка — министра, который попадет в немилость к Ким Чен Ыну и будет расстрелян. Судьба же самой дочери Ким Ир Сена неизвестна. Именно с ее появлением на свет связана и причина смерти Ким Чен Сук. Она умерла во время родов в 31 год.

Посмертно, в 1972 году, ее наградили званием героя КНДР, поставили памятник на Кладбище революционеров и внесли в перечень особо почитаемых личностей — вплоть до того, что стали устанавливать памятники и вешать ее портреты рядом с изображениями мужа и сына.

Ким Чен Сук — новый идеал женщины

Возведение Ким Чен Сук в почетный статус произошло в 1972 году не случайно — именно в этот период начал внедряться культ личности Ким Ир Сена и всех приближенных к нему. К его супруге и до этого относились почтительно, однако поклонение (в прямом смысле) «матери революции» стало обязательным только в это время. В печати появились книги, которые описывали революционные, трудовые и семейные подвиги Ким Чен Сук. Книгу должна была изучить каждая кореянка и в будущем следовать героическому поведению Ким Чен Сук.

Ким Чен Сук с мужем

Ее личность стала своеобразным культурным феноменом. До этого роль женщине в истории отводилась незначительная — Корея всегда была глубоко патриархальной страной, и стоящие у власти мужчины даже не воспринимали женщин как потенциальных участниц жизни страны. Однако такая ситуация была характерна для многих восточноазиатских государств.

К примеру, Япония, которая установила власть на полуострове, при перевоспитании населения не брала в расчет влияние на женщин — и в результате именно они сохранили исконную корейскую культуру, а после завершения оккупации помогли ее восстанавливать.

Поэтому образ Ким Чен Сук был во всех смыслах революционным. Впервые заслуги женщины перед родиной были признаны и задокументированы. Ее поставили на одну планку с мужчиной — хотя и предполагалось, что она стоит сбоку и немного сзади. Образ матери расширился до «усыновления» целой нации. И такое материнство было деятельным, а не сентиментальным и прислуживающим, как это принято воспринимать в Корее. Однако конфуцианские корни в стране уходят очень глубоко, и вытаскивать их на поверхность никто не стремится.

Поэтому образ воинственной революционерки (характерный и для СССР, который во многом был образцом для Северной Кореи) разбавился типично национальными нюансами.

Ким Чен Сук руководит отрядом

Бытовая борьба

В конфуцианстве женщина, если говорить утрированно, — это слуга мужчины. Главными ее качествами были покорность и почтительность, а главными задачами — умение вести хозяйство и быть плодовитой. И несмотря на весь воинственно-революционный ореол Ким Чен Сук, мужчинам у власти было выгодно, чтобы она продолжала восприниматься как идеал семейной женщины. Поэтому фронт ее борьбы за освобождение родины дополнили борьбой за комфортную жизнь мужа в тяжелых полевых условиях.

Все книги о Ким Чен Сук пестрят описаниями того, как в лютые зимние морозы (а дело, напомним, происходило в Сибири) она делала все, чтобы ее любимый супруг ни в чем не нуждался.

Она вязала ему шерстяные носки, отказываясь говорить, где раздобыла пряжу. Шила сорочки из особого шелка, который, по поверьям, мог остановить пулю (корейцы вообще очень склонны верить в поверья и разнообразные мистические силы). Чтобы муж не ходил в грязном белье, она стирала его в ледяной воде и сушила на себе. Когда Ким Ир Сен увидел, как она дрожит от холода, то попросил прекратить такие стирки, но Ким Чен Сук кротко ответила, что ее это нисколько не утруждает. И таких примеров — десятки.

Ким Чен Сук, Ким Ир Сен и дети

На пропагандистских картинах, которыми полна Северная Корея, «мать революции» всегда изображается полнощекой и кротко улыбающейся — своеобразный стандарт красоты в Корее, который до сих пор сохранился и в КНДР. Однако люди из других стран (из того же СССР), которые по долгу службы виделись с Ким Чен Сук, отмечали, что выглядела она исхудавшей и довольно болезненной. Возможно, постоянные лишения ради комфорта супруга подорвали ее здоровье, и она не смогла перенести последние роды.

Все в тех же хвалебных книгах описывается эпизод, в котором Ким Ир Сен приходит навестить супругу, умирающую от горячки, а она просит его не беспокоиться и не отвлекаться от работы. Нежелание жаловаться — обязательный атрибут идеальной конфуцианской женщины.

Однако необходимо понимать, что такое отношение вовсе не обозначает, что Ким Ир Сен не любил свою жену. Любил — и сильно, и вспоминал о ней до самой смерти, хотя и был женат несколько раз. В его официальных биографиях говорится, что, перед тем как умереть, он поднялся с постели в последний раз, чтобы посмотреть на могилу первой жены. Но требовательное отношение в быту продиктовано общенациональной моралью — и оно не искоренено не только в Северной, но и в прогрессивной Южной Корее. По представлениям нации, страдать ради мужа и родины (что в случае Ким Чен Сук объединилось) — это святой долг женщины, за который ее будут почитать всей страной. 

Памятник Ким Чен Сук

 

Автор статьи: Наталья Надъярная 

02.04.2018 

 

Использованные материалы: 
https://koryo-saram.ru/pochemu-korejtsy-ne-ustupayut-mesta-zhenshhinam/