Издавна похоронный обряд в Корее строился по принципам шаманизма, который затем дополнился обрядами из буддизма и конфуцианства. Однако время и трагические события на полуострове внесли коррективы в традиционный обряд. В Северной Корее похороны в больших городах проходят, в основном, по европейскому образцу, а вот в сельской местности еще встречается почитание былых традиций.
Однако изучить особенности церемонии в КНДР очень сложно из-за закрытости страны.
Отношение к смерти в древней Корее
Традиционно на полуострове обряды, связанные со смертью, занимали центральное место в шаманизме, который долго главенствовал на полуострове. Корейцы верили, что после смерти душа покидает тело человека, но еще какое-то время взаимодействует с миром живых. При этом в зависимости от того, насколько счастливой была жизнь человека, при каких обстоятельствах он умер, и как был похоронен, зависит дальнейшая судьба покойного.
Если человек много страдал или погиб преждевременной смертью, он мог превратиться в злого духа и навлекать беды на живых. Поэтому шаманка проводила обряд, чтобы задобрить усопшего и помочь его душе перебраться в потусторонний мир. Главной задачей духа было воссоединение с умершими предками, и затем уже вместе с ними — помощь потомкам в мире живых.
Из этого верования появился культ почитания предков в корейской культуре, который позже подкрепился конфуцианскими традициями.
Древние похоронные традиции
Раньше похоронный обряд длился три дня. Если человек болел, и было понятно, что он скоро умрет, к этому событию готовились заранее. Для умирающего шили саван, готовили гроб. Обычно семьи состояли из шести-восьми человек, поэтому во время агонии часть людей (обычно мужчины) находились рядом с умирающим, в то время как остальные убирали в доме. После смерти покойному закрывали глаза, складывали руки в нужном положении (левая рука поверх правой) и покрывали тело белым полотном.
После этого труп отгораживали ширмой, перед которой устанавливали жертвенный столик с благовониями, поминальной едой и табличкой с именем умершего.
После этого проводилась своеобразная традиция — родственник умершего взбирался на крышу дома и пытался призвать дух умершего обратно в тело. Если покойный не возвращался к жизни во время этой церемонии, он считался окончательно усопшим, и похоронный ритуал совершался дальше. Его первым этапом было оплакивание умершего, которое выполняли специально обученные женщины-причитальщицы. После этого на жертвенный столик ставили по три порции церемониальной похоронной еды — считалось, что после смерти душа разделялась на три части.
При этом палочки для еды втыкались в еду вертикально — так, как ни в коем случае нельзя делать во время обычной трапезы.
Влияние буддизма и конфуцианства
Эти два учения оказали максимальное влияние на корейские похоронные традиции. Гроб состоял из шести досок, которые в соответствии с буддистскими верованиями обозначали четыре стороны света, небо и землю. Его ставили на специальную доску, в которой делали шесть отверстий в форме созвездия Большой Медведицы, которое в этой религии считается сакральным. В один из периодов в Корее покойников сжигали согласно буддистским традициями, но с середины 15 века в рамках борьбы с религией усопших снова стали хоронить в земле.
В современной Южной Корее кремация снова в ходу, так как для могил в стране не хватает земли. Более того, прах химически превращают в прозрачные зеленые бусины, которые хранят дома на почетном месте.
Раньше на полуострове не было специальных территорий, которые служили кладбищем. Место для захоронения выбирал гадатель — это считалось данью «сыновьей почтительности» — ключевого понятия конфуцианства. Обычно захоронения были семейными и располагались в горной местности. Иногда они ограничивались небольшим курганом, в более состоятельных семьях устанавливали каменные надгробия. Традиция отводить под захоронения большие совместные территории пришла из западной цивилизации.
С конфуцианством связана и традиция корейского траура. Самый длительный его период составлял три года — обычно этого срока придерживались старшие сыновья после смерти отца.
В современной Корее, как Северной, так и Южной, период скорби длится 49 дней. В это время в семье не проводят свадьбы, стараются избегать праздничных мероприятий, не ходят в дома, где есть беременные женщины или новорожденные. Раньше цветом траура в Корее был белый, но в современном обществе используется привычный нам черный. Однако черную одежду надевают только во время траурных мероприятий, каждый день носить ее не принято.
Похороны в Северной Корее
С середины 19 века в Корею стали массово прибывать иностранцы, преимущественно — европейские христиане. Они привезли с собой, в том числе, новые похоронные традиции, которые прижились на полуострове вместе с религией. И хотя похоронный обряд в современной Корее сложно назвать полностью христианским, влияние этой религии очень сильно.
Христианство в Северной Корее находится под неофициальным запретом, однако современные похоронные обряды во многом взяты из практики Советского Союза, где похороны из религиозной церемонии превратились в светскую.
Ярким примером может служить церемония прощания с предыдущим правителем страны Ким Чен Иром, который умер в 2011 году. Во время его похорон соблюдались общие похоронные традиции, которые можно увидеть и в западных странах. Тело вождя везли в сопровождении торжественного кортежа. При этом важными его участниками были представители военной элиты Китая, который пригласили для демонстрации союза с этой страной. Перед машиной с телом ехал автомобиль, на котором по корейской традиции установили портрет усопшего.
Главное отличие от церемоний рядовых людей во время похорон Ким Чен Ира заключалось в том, что его тело поместили в мавзолей вместо того, чтобы закопать. То же самое было сделано и с телом его отца — основателем Северной Кореи Ким Ир Сеном.
Траур по умершему лидеру длился положенные три года — все это время Ким Чен Ын не считался главой государства.
Плач по Ким Чен Иру
Отдельной оговорки требует и «плач по Ким Чен Иру», который в прессе оброс множеством слухов — вплоть до того, что тех, кто не скорбел достаточно сильно, расстреливали и отправляли в лагеря. Однако причина такого бурного проявления эмоций кроется не в страхе перед репрессиями, а в корейском менталитете. Сдерживать эмоции во время похорон близкого родственника считается неприличным, расценивается как неуважение к усопшему. Кроме того, преувеличенное проявление эмоций — задача плакальщиц, которые присутствовали и на церемонии прощания и похорон.
Также нужно учитывать, что поколение, родившееся после разделения Кореи, с детства приучалось к мысли о том, что вождь — это отец нации. Поэтому многие скорбели по нему совершенно искренне, а плакали — не потому что боялись, а потому что этого как минимум требуют приличия. В нашей стране эмоции проявляют, в основном, женщины, мужчинам же принято их подавлять.
В Корее действует обратное правило — более сдержанными должны быть женщины, но на церемонию прощания это правило не распространяется.
Автор статьи: Наталья Надъярная
12.03.2018