Перейти к основному содержанию
воскресенье, 23 сентября, 2018
Корея приветствует Красную армию
662 0

Что в Северной Корее думают о русских?

Политические отношения между Северной Кореей и Россией менялись, в основном, на переломных моментах, когда Советский Союз корректировал идеологический курс. Часто перемены негативно воспринимались северокорейским правительством как уступки капиталистической идеологии. Однако это не испортило общего положительного впечатления, которое сложилось в Северной Корее по отношению к нашим людям.

Прошлое и настоящее

В КНДР приезжает не так уж много людей, но среди них местные жители на интуитивном уровне выделяют россиян. Рассказана не одна история о том, как отношение к приезжему менялось в лучшую сторону, когда корейцы узнавали, что он из России. К жителям западных стран относятся настороженно: идеология приучила к тому, что они прихвостни капитализма, от которых можно ожидать чего угодно. Люди из России, несмотря на то, что отреклись от социалистических идей, все равно продолжают ассоциироваться с правильными убеждениями.

Россия периодически разочаровывала КНДР, когда брала новый политический курс: хрущевская оттепель и горбачевская перестройка воспринялись как слабина и потакание западу. Однако это никак не сказалось на официальных отношениях стран: осуждения не было в прессе и на телевиденье, страны продолжали обмениваться студентами, специалистами и туристами.

Корейская школьница

Ситуация резко изменилась с приходом к власти Ельцина, когда большинство нравственных запретов рассыпались. В эту категорию попала и негласная политика симпатии к КНДР. На страну из СМИ посыпались жестокие и зачастую безграмотные нападки, на которые Корея отвечала достаточно сдержано. Неодобрение они выражали в интеллигентной форме — в литературе и кино, которые показывали, как низко пал когда-то братский народ.    

Образ русского в искусстве

Литература и кинематограф КНДР пропитаны пропагандистскими идеями даже больше, чем это было в Советском Союзе — а если не больше, то точно дольше. Отсюда появилось огромное количество художественных штампов, которыми снабжают фильмы и книги.

Они касаются, в том числе, изображения других народов: японцы и американцы — жестокие и бессовестные, южные корейцы — глуповатые, но обязательно переходящие в конце на праведный путь, китайцы — хорошие ребята, но обычно не выделяющиеся умом или талантами.

Совсем иначе дело обстоит с россиянами. Для них в корейских произведениях искусства отводилось почетное место положительных героев. Начинается это с внешних представлений: красавцы и красавицы со светлыми глазами и волнистыми светлыми волосами. Особенным, русским духом проникнуто и поведение: герои изображались как интеллигентные, сдержанные, тонко чувствующие люди, которые обязательно поют и играют на музыкальных инструментах. Эти качества корейцы ценят и в своей нации как главные положительные. Особое представление о россиянах и алкоголе: если герой пьет, то делает это меланхолично, в мерах разумного и когда находится в действительно сложной ситуации.

Кадр из корейского фильма

Однако есть еще одна черта, которая показывает реальное положение вещей: как бы хорошо и уважительно ни относились корейцы к персонажу-русскому, зрители и читатели всегда понимают, что он чужой.

Даже самый интеллигентный и образованный русский не сможет мыслить и поступать, как кореец. Он не способен искренне поверить в то, что смыслом жизни должно быть служение Партии и Вождям, не понимает, почему необходимо ради них рисковать здоровьем, семьей и жизнью.

Спасительная роль Северной Кореи

Во времена перестройки северокорейские деятели искусства испытали разочарование: россияне поддались влиянию запада и сошли с коммунистического пути. Эта тема поднялась в литературе и кинематографе. Культурное наследие пополнилось произведениями, в которых русские (в основном, девушки) предали идеалы и загубили жизнь. Обычно в конце их постигает раскаяние, и они долго и мучительно страдают от того, что ничего нельзя изменить.

Советский плакат

Известный пример — повесть «Пятая фотография» Рим Хва Вона. В ней речь идет о северокорейце, который познакомился с русской девушкой по имени Катя и наблюдал ее нравственное падение. Катя — девушка из уважаемой партийной семьи, ее дед занимался раскулачиванием крестьян. Родственников она считает хорошими, но глупыми и отсталыми людьми, поэтому решает продать семейные фотографии.

После этого в жизни Кати беда следует за бедой. Ее соблазняет американец и бросает, узнав, что она беременна. Девушка делает аборт и едет вслед за бывшим возлюбленным, который оказывается российским перебежчиком, внуком человека, которого в прошлом погубил идейный Катин дед. Не найдя справедливости, девушка отправляется в Германию. Там она попадает в бордель, а потом лишается ноги, и ее клиентами становятся богатые извращены. Катя горько раскаивается и шлет домой снимок, где она вызывающе накрашена и погружена в развратную жизнь. Это и есть ее «пятая фотография».

При этом морализаторская роль отводится северокорейскому юноше, о котором говорилось в начале — именно он рассказывает историю читателям в назидание другим.

Такой подход вообще характерен для северокорейских творцов: мир полон соблазнов и угроз, которые несет капитализм, и спастись могут только те, кто остается с КНДР. В том числе и русские.

Например, Владимир Путин, который в рассказе «Заря» решил изменить политический курс страны и стать как Ким Чен Ир.    

 

Автор статьи: Яна Белоус 

07.12.2017