- 1 Отношение к собакам на полуострове
- 2 Собачатина — продукт с особым статусом
- 3 Критика со стороны иностранцев
- 4 Современная ситуация
Традиции корейской кухни непривычны человеку наших широт. Это начинается с особенностей сервировки стола и приборов, а заканчивается специфическим и очень острым вкусом корейских блюд. Однако если кимчи в «смягченной» версии в наших широтах едят (пусть и запивая большим количеством воды), то к другому традиционному блюду — собачьему мясу — относятся более чем скептически. Откуда же в Корее взялась традиция употреблять в пищу этих животных?
Отношение к собакам на полуострове
В отличие от нашей и западноевропейской культуры, собаки на Корейском полуострове никогда не рассматривались как самые очеловеченные звери. Они использовались для охраны территорий и в качестве «съедобного» животного, но особых сентиментальных чувств корейцы к ним не испытывали. В фольклоре и литературе вплоть до середины ХХ века собака не упоминается как спутник, а тем более друг человека.
В сказках же образ этого животного часто преподносится в роли глуповатых, задиристых и даже опасных персонажей.
Тем не менее, по восточной астрологической традиции собака занимает почетное место в зодиакальном круге — ей отводится год в Лунном календаре и определенное время в сутках. Поэтому нередко собаки получали сакральное значение и жили вполне комфортно, без угрозы быть съеденными. Чаще всего такая судьба была у четвероногих, которые жили при буддистских храмах.
Причина того, почему собаки стали рассматриваться корейцами как ценный продукт питания, связан с географическими особенностями полуострова. Большую его часть покрывают горы, поэтому небольшие клочки земли, пригодные для земледелия, использовались только в этих целях. Места для пастбищ или выращивания кормовых культур практически не было, поэтому коров, свиней или овец разводить было непросто.
У жителей центральных территорий не было доступа к морепродуктам, поэтому белки стали получать из более доступного собачьего мяса.
Собачатина — продукт с особым статусом
Однако вхождение этого мяса в рацион корейцев совсем не обозначает, что оно часто появляется на столе. К собачатине изначально относились как к сезонному и лечебному блюду, поэтому ее употребление ограничивалось интервалами в два-три месяца, а то и реже. Традиционный корейский суп посинтхан считается лечебным и употребляется только после затяжной болезни или сильного переутомления. В другие дни в Корее употребляют говядину и свинину, которую благодаря искусственным кормам стало намного легче получать.
В традиционной корейской медицине использовалось не только собачье мясо. Считалось, что целебными свойствами обладают практически все части тела этого животного — включая кости, зубы, глаза, кровь и желчь.
Одной из наиболее распространенных практик было применения собачатины в период беременности и родов. Считалось, что собачьи субпродукты облегчают появление ребенка на свет, увеличивают количество молока и помогают матери быстрее пойти на поправку.
Что касается сезонности собачатины, то корейцы верят, что посинтхан помогает переносить жару. Его варят и подают в три самых жарких для лета в середине июля.
Критика со стороны иностранцев
Традиционно у корейцев не было никаких этических сомнений в том, что есть собачатину совершенно приемлемо. В их представлении собаки ничем не отличаются от других животных, и разговоры о гуманности их употребления в пищу воспринималось как лицемерие и двойные стандарты. Кроме того, в гастрономических традициях страны есть и более странные и экзотические рецепты — например, поедание целого живого осьминога, который не хочет быть съеденным, поэтому цепляется щупальцами за шею и лицо человека, который пытается его проглотить. Зрелище не для слабонервных.
Однако Южная Корея столкнулась с резкой критикой западного общества, которое стало налаживать контакты со страной со второй половины ХХ века.
Одним из самых скандальных случаев дискуссии стало высказывание Бриджит Бардо о том, что нация, которая есть собак — это нация дикарей. Естественно, такое оскорбление вызвало в стране волну негатива против актрисы. В корейской прессе появились десятки статей о том, что нация имеет право на сохранение культурных традиций и не обязана потакать прихотям иностранцев.
Однако на уступки в Корее все же были вынуждены пойти. Во время летней Олимпиады 1988 года в Сеуле закрыли все рестораны, специализирующиеся на подаче собачатины, а из меню заведений приказали временно убрать это блюдо. Однако торговля собачьим мясом продолжалась «из-под полы», и нередко клиентами таких заведений становились состоятельные чиновники, которые и утверждали временные ограничения. При этом под влиянием западных общественных организаций в Южной Корее закрыли самый большой собачий рынок, где животные содержались в жестоких и антисанитарных условиях, а умерщвлялись негуманными способами.
Современная ситуация
В Южной Корее с конца ХХ века, после экономического прорыва и начала тесного сотрудничества с Западом, отношение к собакам как к домашним животным несколько поменялось. Они стали появляться в детской литературе и мультфильмах, а в больших городах стало модно заводить маленьких комнатных собачек. Тем не менее, до полноценной симпатии к этим животным все еще далеко. Не пришла в упадок и гастрономическая культура употребления собачатины, и корейцы даже стали с меньшим стеснением относиться к тому, что западное общество их осуждает.
В Северной Корее из-за минимальных контактов с внешним миром ситуация носит специфический характер. Большая часть жителей даже не подозревает о том, что в других странах их традицию употреблять в пищу собак считают аморальной или неправильной.
Но даже если бы они об этом узнали, то ситуация вряд ли изменилась бы: правительство поддерживает позицию, при которой корейская нация должна сама решать свои проблемы и не обязана ни перед кем отчитываться.
Поэтому изменять свои традиции под требования враждебного запада они точно не стали бы.
Автор статьи: Анна Стадневская
28.02.2018